Как начать карьеру в гостиничном бизнесе

Из первых уст
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 января
Интервью с дежурным менеджером Ritz-Carlton Еленой Климовой.
Елена Климова
— Чем занимается дежурный менеджер?
— Я отношусь к администрации отеля, подчиняюсь напрямую генеральному менеджеру и директору фонда. У меня же в подчинении все и никто: я отвечаю за всю операционную деятельность и могу подойти к любому сотруднику — он должен ко мне прислушаться.

В отсутствие генерального менеджера, я — главное ответственное лицо. По сути, работа состоит в том, чтобы решать проблемы и задачи: если что-то случилось в баре или в номере, мне звонят за советом и решением проблемы. Кроме помощи сотрудникам, в мои обязанности входит общение с гостями — их проблемы тоже решаю я. Ежедневно в в Ritz-Carlton живут очень важные люди: директора компаний, звезды, политики, президенты. Дежурный менеджер встречает и провожает таких гостей.

Если у меня нет текущих дел, то я нахожусь в лобби и наблюдаю за тем, как работает отель, опрашиваю сотрудников по стандартам. Смотрю, как работник выглядит и как разговаривает. Мне важно, чтобы служащие выполняли работу грамотно. Новыми сотрудниками тоже занимаюсь я.
— Кому подходит работа в гостиничном бизнесе?
—  В гостиничном бизнесе я работаю 12 лет. Второе высшее образование я получила в École hôtelière de Lausanne (EHL, Школе гостиничного менеджмента Лозанны. — примечание Rabota.ru), которая считается лучшим вузом в мире в сфере гостеприимства. Школа уже более 100 лет готовит топ-менеджеров для мировых отельных сетей, и там нас научили всем необходимым отраслевым стандартам, необходимым в этой сфере. В Швейцарии говорят, что для работы в отеле нужна страсть, потому что нужно быть стрессоустойчивым и любить людей. Мы работаем с людьми, решаем их проблемы и рады, когда наши клиенты получают тот уровень сервиса, который ожидают.

Меня всегда привлекали общение и путешествия. Я владею пятью языками, и мне всегда было интересно общаться с иностранцами.

Работа в отельном бизнесе — это возможность путешествовать. Для всех сотрудников отельного бизнеса действуют очень хорошие предложения по сети, скидки по всему миру, можно пожить в пятизвездочном отеле в номере, который стоит 500 евро, всего за 50. Это большой плюс. А еще это возможность работать по всему миру и построить международную карьеру, пожить в разных странах.
—  С чего вы начинали?
—  Я начинала работать пажом, разносчиком почты в «Балчуг-Кемпински». Это была моя самая первая должность: я должна была стоять у входа, улыбаться, встречать гостей и выполнять мелкие поручения: принести газету, отнести гостю ключ — элементарные вещи. Это та работа, которую я получила после окончания вуза по направлению «гостиничный бизнес и туризм».

Сейчас студенты приходят и сразу хотят быть менеджерами. Это везде так, в Европе тоже, но это совершенно неправильно. Если вы не начнете карьеру с низов, вы не сможете быть грамотными менеджерами.

Работа пажом — это всего на несколько месяцев, если хорошо себя проявляешь, то делают координатором, помощником менеджера. Я стала менеджером через полтора года. Это нормально.
— На какую зарплату можно рассчитывать в гостинице?
—  В гостиничном бизнесе зарплаты небольшие, потому что, как и в ресторанах, у нас много чаевых. Менеджеры зарабатывают 60−80 тысяч максимум, но есть система поощрения. Предположим, вы работаете на ресепшн. Гость хочет заселиться в стандартный номер, а вы ему предлагаете люкс, и если гость соглашается, то вам идет 25% от продажи этого номера. Люди, которые умеют продавать, вполне могут заработать и 100 тысяч на номерах — все зависит от желания.
— Что важно при устройстве на работу?
Любой работодатель хочет видеть пунктуального сотрудника. Если вы опаздываете на собеседование, то 50% вас не возьмут. Гостиничный бизнес очень любит пунктуальных. Также нужно правильно одеться: быть в костюме с естественным макияжем, косметики не должно быть много, нужно выглядеть естественно и опрятно. Это 30% успеха. Нужно выглядеть заинтересованно, показывать, что вы хотите здесь работать и сделаете все, чтобы работодатель был доволен результатом.
— Вы учились в Швейцарии. Чем учеба в Европе отличается от российского образования?
—  Там больше ориентированы на практику: три недели учитесь, а потом неделя практики. При бизнес-школе EHL есть ресторан, и там вы работаете то на кухне, то в ресторане официантом. Бывают и практические выездные сессии, и реальные маркетинговые кейсы. Например, вы разрабатываете стратегию для компании Rolex, которая хочет увеличить продажи, и это стратегия потом реализуется. Несколько раз во время учебы студенты проходят практику в отелях в самых разных уголках мира — от Азии до Америки, это тоже помогает постичь азы сферы гостеприимства на личном опыте.

Кроме этого, в Швейцарии больше учат маркетингу и ресерчу: искать информацию, анализировать ее, предлагать решения и презентовать результаты. По всем предметам есть групповые проекты, то есть вы работаете в команде.

В конце каждого семестра вы сдаете экзамены, только сессия длится не месяц, а всего неделю, то есть у вас 3 экзамена каждый день и все на компьютере, невозможно ни списать, ни «за красивые глаза» получить оценку.
— Вы стажировались в Европе. Отличается ли отношение к стажерам?
— К стажерам в России и в Европе относятся одинаково, и подходы к стажировкам общие, но в России практика в отельном бизнесе не оплачивается, а в Европе стажеры получают в среднем 400−500 евро.

Моя первая стажировка была в Женеве в Hotel de la Paix, и там платили 2,5 тысячи франков, на российские деньги сейчас это 150 тысяч рублей. Но получить практику в Европе практически невозможно. Мне устроиться помогли друзья друзей. Все дело в бюрократических трудностях: чтобы привлечь российского гражданина, нужно оформлять разрешение и платить налог — отели просто не хотят связываться с бюрократией. В США и в Азии найти стажировку и работу намного проще, но в Европе попрактиковаться с русским паспортом практически нереально.
— Готовы ли работодатели трудоустраивать стажеров?
Разумеется. Стажировка именно для этого и нужна. В Женеве я работать не осталась, поскольку мне нужно было еще год доучиться. После выпуска я устроилась в Hotel de Crillon — это один из семи паласов в Париже, 7 звезд, у нас таких нет. Там я тоже сперва работала стажером, но потом получила предложение о работе и несколько лет была там, пока не вернулась в Россию по семейным обстоятельствам.
— Что самое трудное в гостиничном бизнесе?
— Соблюдать баланс между работой и личной жизнью. В отельном бизнесе так: чем выше должность, тем больше времени вы тратите на работу. Карьера это очень хорошо, при этом у меня есть 40-летние коллеги с феноменальной карьерой, но одинокие. Я бы так не хотела. Эта ситуация объясняет и то, почему так мало женщин управляющих: карьеру проще построить мужчине.
Беседовала Алиса Иваницкая
Обложка: pixabay.com
Работа в сфере «Туризм, Гостиницы»
Администратор гостиницы
Отель Дом
Гостиница / Отель
договорная
Аниматор
Серебряный век, ООО
Гостиница / Отель
25 000 руб.
Коммерческий директор
Сафари парк, ООО
Гостиница / Отель
70 000 – 100 000 руб.
Горничная
Калуга 21 век
Торговый центр
20 000 руб.
Старшая горничная
Калуга 21 век
Торговый центр
25 000 руб.
Все вакансии
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: